"Мысль изреченная есть ложь"
Фёдор Тютчев
Чего в мире больше: правды или лжи? Существует ли истина?
Попробуем обосновать утверждение: что бы человек не сказал, что бы не сделал, что бы не подумал - во всём есть "ложь". Ну, скажет читатель, это смотря что называть "ложью". И будет прав. А что называть "правдой"?
Даже без точного определения (экспликации) этих понятий, очевидно что, так называемой, "чистой", абсолютной правды в природе не бывает. Неполная "правда" о чём-то - это уже ложь. А разве мы можем о чём-то знать всё? Значит во всём есть ложь.
Или наличие двух "правд" об одном и том же - это разве уже не свидетельство присутствия "лжи".
Самая малая доля лжи в том, что мы говорим, делаем, объясняем, думаем превращает этот процесс в "неправду". Не так ли?
А вот "правда", в каком бы количестве она не присутствовала в наших неправедных делах, никогда не превратит эти дела в нечто правдивое.
Почему никто не стал бросать камень в грешницу, когда Христос предложил это сделать тем, кто посчитает себя безгрешным. Да потому, что без "грехов" когда-то совершённых преднамеренно или случайно, в принципе, нет людей. Так задумано Всевышним с библейских времён. Все люди совершали, совершают и будут совершать в своей жизни ошибки, обманы, нарушения слов...
Просматривается явная асимметрия ценности и значимости понятий "ложь" и "правда". Получается что ложь всегда "сильнее" правды? Как чёрный цвет сильнее пачкает белое, чем белое осветляет чёрное. Ложка дёгтя портит вкус мёда в большой бочке. Паршивая овца - стадо портит... А вот наоборот не получится - ложка мёда в бочке дёгтя к особым изменениям качеств дёгтя не приведёт, а самая замечательная овца не улучшит стадо...
Попробую доказать тезис: в мире нет ни "правды" ни "лжи" как таковых, самих по себе,- есть только события, процессы, слова и отношение человека к ним. Отношения человека к чему-либо и его субъективная оценка этого создают понятия "правда" и "ложь".
Отношение человека к чему-то с верой в истинность этого - люди назвали "правдой".
Отношение человека к чему-то с неверием в истинность этого - люди назвали "ложью".
В природе имеются объекты, происходят процессы, совершаются события. Самопроизвольным образом, пока не вмешивается человек. Относительно таких естественных событий ни у кого не возникают сомнения - "правдивы" ли они или "лживы".
В человеческом обществе происходят события, которые обуславливаются не только естественными причинами, но и специфическими желаниями людей, их волей, их целями. Человек воспринимает и понимает то, что на него воздействует в меру своих способностей восприятия и понимания. Понятия "правда" и ложь" появляются только в человеческом обществе в результате общения между людьми. Для описания общения человека с природой и природы с человеком понятия "правда" и "ложь" не нужны.
Под "правдой" обычно подразумевается степень точного и полного отображения, изложения информации о произошедшем событии или об объекте (или субъекте).
Точное, адекватное словесное (звуковое, письменное) или изобразительное (визуальное) описание процесса, события, объекта характеризуют словом "правда". Иногда для характеристики такого отражения действительности используется понятие "объективность". Хотя все знают, что и объективность бывает лживой.
Словами "правда" и "ложь" мы описываем, характеризуем не только совокупность сведений о чём-либо, но и их источник и способ преподнесения этих сведений.
Называя что-то "правдой" или "ложью" мы всего лишь даём характеристику, оценку нашего отношения к сведениям, получаемым от человека или иного источника информации. Эту оценку мы делаем на основе сопоставления, сравнения получаемых данных с теми, которые у нас есть и которые мы приняли в своё время (поверили) за эталонные, истинные, "правдивые". На основе кажущейся нам степени соответствия этих сведений нашим эталонным представлениям (вполне возможно ошибочным, предрассудкам), мы делаем вывод о "ложности" или "правдивости" этих сведений.
Очевидно, что любая "правда" в этом контексте может оказаться лживой, а "ложь" правдивой. В зависимости от отношения человека к действительности. Человек произносит слова и делает оценки, а не изрекает и создаёт "правду" или "ложь".
Понятием "истинность" или "на самом деле" мы характеризуем всё то, что, по нашему мнению, есть в действительности или во что мы искренне верим, в чём уверены.
А что такое "на самом деле"? Есть ли оно в действительности? Об этом мы особо не задумываемся. Эти слова всего лишь названия наших представление о том, что есть истинно и реально существует. У одного одни представления. У другого - другие. А третий утверждает, что эти двое заблуждаются... Или лгут.
А может никакого "самого дела" и "истинности" в действительности как таковой нет? Поди проверь, если эта "действительность" труднодоступна или была в прошлом. У нас в наличии есть только наши умозрения и верования, которые существуют лишь в сознании, в головах людей в данный период времени. И у каждого человека свои представления о реальности или нереальности...
Любой источник информации может сообщать нам (нашему мозгу) неверные, неточные, искаженные сведения не только потому, что он желает это сделать, но и потому, что он именно "так" видит, "так" воспринимает, "так" понимает, потому, что он именно такой, потому что между ним и нашим мозгом находится множество промежуточных звеньев, передатчиков, кодировщиков и декодеровщиков(). Ему, источнику информации, если это одушевлённый субъект, может просто так "видится и "кажется" по личным обстоятельствам. Источник, в этом случае, не обязательно преднамеренно "врёт". Он нам сообщает что-то о чём-то то, что способен, может сообщить в данных конкретных условиях. Так что же он нам сообщает: "правду" или "ложь"?
Хочу ещё раз подчеркнуть, что в природе нет ни "правды" ни "лжи" самих по себе. Их нет, как чего-то существующего независимо от человека и вне человека, как неких самостоятельных сущностей. Для Природы всё едино, как писал поэт: что ананасы что навоз...
Произнесённые слова или другие средства передачи информации (сигналы, знаки, рисунки и т.д) становятся "правдой" или "ложью" только в зависимости от конкретных обстоятельств, конкретной ситуации, конкретных особенностей и целей восприятия. Слова "правда" и "ложь" - это всего лишь названия степени качества оценки человеком воспринимаемой информации.
Этими понятиями мы характеризуем также функции, которые выполняют или могут выполнить слова, утверждения, изображения, действия. Любые слова и действия могут выполнять много различных функций, в том числе и функцию правды, и функцию лжи. Любое утверждение следует рассматривать и как отражение сути объекта, процесса, события, так и как функцию, которую оно выполняет в конкретной обстановке. А функцию эту словам навязывает человек...
Люди эмоционально оценивают и формируют своё отношение к тому, что воспринимают в в зависимости от обстоятельств, своих интересов, целей, сложившейся морали и нравственности. Человек не говорит "правду" или "ложь" как таковые,- человек произносит слова и совершает действия. Станут ли эти слова и действия "правдой" или "ложью" зависит от многих факторов: преследуемых говорящим и слушающим тех или иных целей, намерений, мотивов, результатов и последствий использованной информации.
Истинной "ложью", обычно, считают предоставление заведомо, преднамеренно неверных или искажённых сведений о чём-либо. Средства "лжи" могут быть очень разными, в том числе и "правдивыми". В этом смысле "правда" может быть лживой, а "ложь" правдивой, при соответствующем способе изложения и отношения излагающего и воспринимающего информацию к предмету рассмотрения: умолчание, недосказанность, выдумка, недомыслие, промах, глупость и т.д.
Есть обстоятельства, в которых заведомая ложь теряет свой негативный заряд. Ложь становится вынужденным средством достижения каких-то благих целей. Ложь может выполнять функции "правды", а правда играть роль "лжи". Неверная информация, используемая для спасения жизни, не может характеризоваться как зло, и становится просто необходимым средством спасения самого ценного, что есть для человека - жизни. "Лжи" во спасение нет. Во спасение жизни человека всё становится "правдой".
Можно различить несколько "видов" лжи. Простейший подход - выделить два вида лжи.
Первый вид - активная ложь, то есть лживые слова, которые произносят при попытке защитить собственные интересы или себя самого.
Во втором случае люди тоже лгут, чтобы сохранить свои интересы или самого себя, но при этом хранят молчание, то есть правда умалчивается.
Когда человек сознательно лжёт, то постепенно теряет способность различать, что является правдой, а что неправдой. И того, кто лжет, также обманывают. Таким образом, человек не понимаете, что есть правда и что есть ложь.
"Правда" и "ложь" - это не противоположности по своей сути. Борются не "правда" с "ложью" - борются люди. Правда и ложь - это противоположные оценки, характеристики степени соответствия или различия по отношения чего-то к чему-то эталонному. Для оценки чего бы то ни было всегда должен иметься "эталон".
"Правда" и "ложь" - это оценки утверждений на предмет их соответствия определённым эталонам, представлениям, оценка их морально-нравственной роли в конкретном событии и его результатах.
Как не бывает просто большого или маленького, сильного или слабого,горячего или холодного, так не бывает просто правды или лжи. Такие характеристики всегда даются относительно чего-то. В качестве таковых эталонов выбираются общепризнанные нормы, заповеди, обычаи, привычки, нравы... Люди договариваются между собой, что считать правильным, истинным. Потому и говорится: со своим уставом в чужой монастырь не суйся. У каждого своя "правда". А ложь для всех одинаковая?
"Чистой" правды не бывает, как и совершенно чистой воды. Получать и хранить воду высокой степени очистки - это большая техническая проблема.
"Полная" ложь обязательно содержит в себе элементы истины. Ложь даже может состоять из "правды", если посмотреть внимательно да под определённым углом, да с определёнными целями...
"Ложь" всегда сделана из кусочков правды. А в "правде" всегда можно разглядеть лживые вкрапления. Из фрагментов правды можно сделать любую ложь. Чем и пользуются "инженеры" масс человеческих...
В любой "правде" всегда найдётся место "лжи". В любой "лжи" можно обнаружить "правду".
"Ложь" многообразна. "Правда" единична.
Говорить: "намеренная ложь" - это то же самое, что и "масляное масло".
Преднамеренные неточности - это всегда ложь. Ненамеренные ошибки - это заблуждения или отсутствие знаний, умений. Или глупость.
Правда не обязательно справедлива, а справедливость всегда правдива. Они лежат в разных плоскостях.
Люди верят в правду либо потому, что очень хотят,либо потому, что боятся.
"Не доверяйте тому, что вы слышали; не доверяйте традициям, так как их передавали из поколение в поколение; не доверяйте ничему, если это является слухом или мнением большинства; не доверяйте, если это является лишь записью высказывания какого-то старого мудреца; не доверяйте догадкам; не доверяйте тому, что вы считаете правдой, к чему вы привыкли; не доверяйте одному голому авторитету ваших учителей и старейшин. После наблюдения и анализа, когда он согласуется с рассудком и способствует благу и пользе одного и каждого, тогда принимайте это и живите согласно ему." (Гаутама Будда)
" Некий чудак и поныне за правду воюет,
Правда в речах его правды на ломаный грош,
Чистая правда со временем восторжествует,
Если проделает то же,что явная ложь. "
В.Высоцкий
Уважаемые дамы и господа,
предлагаем принять участие в дискуссии на тему
"Ложь, обман и утаивание"
и оставить своё мнение на эту тему в комментариях.
Эта дискуссия началась при обсуждении русского ТВ-сериала
"Между нами девочками", где все персонажи обманывают друг друга и все интриги построены на вранье или утаивании правды.
И возник вопрос- оправдана ли ложь "во спасение", чтобы не огорчить ближнего своего?
И что лучше - горькая правда или подслащенная пилюля обмана?
Для того, чтобы дискутирующие придерживались основных понятий - позвольте сформулировать суть
этих 3х терминов:1- Обман, обмануть-
ввести кого-либо в заблуждение, сказать неправду, поступить нечестно, нарушить обещание, клятву, долг, супружескую верность, данное слово
2- Ложь
Ложь -утверждение, заведомо не соответствующее истине и высказанное в таком виде сознательно. Лев Толстой писал:
"Есть ложь политическая, международная, партийная. Есть лжи искусства, лжи преданий и привычек; есть много самых разнообразных лжей, но руководства, нравственного руководства, вытекающего из религиозного мировоззрения, нет никакого.
«Закон насилия и закон любви», 1908 г.
Виды лжи как способы манипулирования информацией
Доступ к информации имеет для людей большое значение. Эту значимость легко подтвердить, стоит лишь обратить внимание на стремление людей к поиску истины, можно привести немало примеров самопожертвования в поисках правды как в старые времена (Галилей, Джордано Бруно и др.), так и в наши дни (прогрессивные писатели, журналисты, диссиденты и др.)
Многими движет поиск правды, как побудительный мотив их деятельности. Благодаря этому беспрерывному поиску они ощущают себя нужными.
Однако, находятся люди, заинтересованные в том, чтобы ограничить доступ других людей к информации и осуществлять управление людьми.
Управление с помощью лжи легко выстраивается в иерархию. То есть тот, кто имеет над нами власть имеет право лгать нам, однако мы не имеем права лгать имеющему власть над нами. Зато мы можем лгать тем, кто ниже нас по социальному положению.
Я умышленно выделил выражения "имеет право" курсивом для того, чтобы пояснить, что это "право" конечно же находится за пределами настоящего правового поля, а действует негласно.
Поэтому, большинство способов манипулирования информацией основаны на лжи.
Ложь определяется как намеренное введение одним человеком другого в заблуждение, - без предварительного согласия последнего. В статье, посвященной видам лжи, делается акцент на двух разновидностях лжи, которые вводят в заблуждение: это умолчание и искажение.
Таким образом, целью манипулирования информацией является введение других людей в заблуждение.
Подробнее эту статью см. по линку-
http://psifactum.ru/manipulation/511-manipulation.ht ml
3- Утаивание, умолчание
(также апосиопе́за
, апозиопезис от др.греч- ἀποσιώπησι, «умолчание», недомолвка)
Про утаивание или
Сокрытие информации
:
Уголовное ПРАВО
Раздел: Экономика
19.7. Сокрытие информации об обстоятельствах, создающих опасность для жизни или здоровья людей
Статья 237 предусматривает ответственность за сокрытие или искажение информации о событиях, фактах или явлениях, создающих опасность для жизни или здоровья людей либо для окружающей среды, совершенные лицом, обязанным обеспечивать население такой информацией (ч. 1 ст. 237).Те же деяния, если они совершены лицом, занимающим государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, а равно главой органа местного самоуправления либо если в результате таких деяний причинен вред здоровью человека или наступили иные тяжкие последствия, влекут более строгую ответственность по ч. 2 этой статьи.
..........
Под сокрытием информации понимается утаивание соответствующих сведений, т.е. несообщение о них общественности и органам, уполномоченным на принятие мер по устранению такой опасности в установленном порядке...
* * *
Кривда и правда
Из "Летучих фраз" Юрия Тубольцева:
- Гулящая кривда всегда гуляет на пару с голой правдой
* * *
Истина всегда между двух зеркал, из которых хотя бы одно кривое.
** ** **
-Как избежать правдофобии? - спросили у правдолюба
- Надо допускать, что любая правда - это кривда, - объяснил правдолюб.
- А у вас есть в продаже выпрямители для кривды? - спросил Иван Дуревич в магазине
- Такое добро мы не продаем, самим нужно - ответил продавец.
ПРИТЧА (прислал Н.Б. в своём пересказе)
В некотором царстве, в некотором государстве жил да был любознательный народ, который устал от
нескончаемой лжи своих правителей. И вот все решили на народном Вече:
послать мудреца пройтись по свету и найти Правду.
Взял мудрец посох, шел он месяц, шел второй, а на третий -закручинился,
сел на камень придорожный, думу думает- куда бедному путнику податься...
Подходит к нему старец и спрашивает, ты что пригорюнился?!
-Да вот, Правду на белом свете ищу, да никак найти не могу.
-Но ты как раз в нужное место пришел: видишь вход в пещеру- зайди в неё и увидишь Правду.
Заходит мудрец и видит - стоит женская фигура, накрытая темным покрывалом.
Подошел он к ней, снял покрывало и с ужасом отшатнулся- такой некрасивой и страшной оказалась Правда.
-О Боги! Что мне делать, как мне сказать народу, что Правда такая страшная?!
-А ты соври,- сказала женщина...
Вопрос:
Как бы Вы поступили на месте мудреца?
УТАИВАНИЕ ПРАВДЫ
Ложь можно разделить на два вида: белая ложь и черная ложь.* Черная ложь это утверждение, которое мы произносим, зная, что оно ложно. Белая ложь это утверждение, которое само по себе не является ложным, но оставляет вне поля зрения значительную часть правды. Белизна лжи нисколько не уменьшает и не извиняет ее. Белая ложь может быть точно такой же разрушительной, как и черная. Правительство, которое утаивает от своего народа существенную информацию с помощью цензуры, столь же недемократично, как и лживое правительство. Пациентка, которая "забыла" упомянуть о том, как она перебрала деньги с семейного банковского счета, задерживает свое лечение точно так же, как если бы она прямо лгала. И поскольку утаивание существенной информации выглядит менее предосудительным, то оно и получило наибольшее распространение как форма лжи; а так как обнаружить и искоренить его обычно труднее, то оно практически оказывается еще более пагубным, чем черная ложь.
* ЦРУ особо компетентно в этом вопросе и, естественно, использует более утонченную систему классификации: речь у них идет о белой, серой и черной пропаганде, причем серая пропаганда это просто черная ложь, а черная пропаганда черная ложь, заведомо неправильно приписываемая другому источнику.
Во многих случаях белую ложь принято считать общественно приемлемой, поскольку "мы не хотим ранить чувства людей". И при этом мы еще горюем, что наши взаимоотношения в обществе столь поверхностны. Пичкать своих детей кашицей из белой лжи любящие родители считают не только приемлемым, но и благотворным. Даже те мужья и жены, у которых нашлось достаточно смелости, чтобы быть открытыми друг с другом, испытывают затруднения, когда откровенная правда нужна их детям. Они не говорят детям, что сами курят марихуану, что накануне ночью дрались, выясняя свои отношения, что терпеть не могут своих родителей за их бесхарактерность, что врач обнаружил у одного из них (или у обоих) психосоматическое расстройство, что они совершают рискованные финансовые операции и какая сумма денег находится на их счетах в банке. Обычно такое утаивание и неоткровенность оправдываются заботой, защитой любимых детей от ненужных травм.
Но чаще всего такая "защита" бесполезна. Дети все равно знают, что папа с мамой покуривают травку, что ночью они дрались, что дедушку и бабушку они не любят, что у мамы нервы и что папа пускает деньги на ветер. В результате получается не защита, а лишение. Дети лишены знаний, которые им следовало бы иметь о деньгах, о болезнях, наркотиках, половой жизни, о браке, о родителях, дедушках и бабушках, и вообще о людях. Они также лишены уверенности, которую могли бы обрести, если бы эти вопросы обсуждались более откровенно. Наконец, они лишены образцов откровенности и честности, а взамен получают образцы частичной откровенности, неполной честности и ограниченной смелости. У некоторых родителей желание "защитить" детей мотивируется настоящей, хотя и неправильно ориентированной любовью. У других, однако, горячее желание уберечь детей служит скорее прикрытием и оправданием желания избежать критики со стороны детей и сохранить свою власть над ними. На самом деле такие родители говорят: "Вот что, дети, занимайтесь своими детскими делами и оставьте взрослые дела нам, родителям. Вы должны видеть в нас сильных и любящих хранителей очага. Такое представление будет благотворно и для вас, и для нас, и не смейте его оспаривать. Тогда мы будем чувствовать себя сильными, а вы себя защищенными, и для всех нас лучше не влезать в эти проблемы слишком глубоко".
Но в тех случаях, когда стремление к абсолютной честности сталкивается с реальной необходимостью некоторой защиты человека, могут возникать серьезные затруднения. Например, даже крепкая супружеская пара может в какой-то ситуации обсуждать развод как один из возможных вариантов будущего, но сообщать об этом детям в той стадии, когда до этого еще далеко, означало бы взваливать на детские плечи ненужную тяжесть. Мысль о разводе чрезвычайно опасна для чувства безопасности у ребенка; она настолько пугает его, что он неспособен видеть угрозу "издали"" даже издали она невыносимо страшна. Если совместная жизнь родителей определенно разваливается, то так или иначе дети оказываются лицом к лицу с угрозой развода, независимо от того, говорят ли с ними об этом родители. Но если брак достаточно крепок, то родители могут сослужить очень дурную службу детям, если скажут им с полной откровенностью: "Мы с папой вчера вечером обсуждали возможность нашего развода; но в настоящее время это пока исключено".
Другой пример подобной ситуации часто возникает, когда психиатр должен скрывать свои мысли, мнения и догадки от пациента на ранней стадии лечения, потому что пациент еще не готов к работе с ними. На первом году моей психиатрической подготовки один из моих пациентов во время четвертого нашего сеанса рассказал мне свой сон, который явно выражал какие-то гомосексуальные склонности. Желая выглядеть блестящим врачом и поскорее добиться успеха, я сказал ему: "Ваш сон означает, что вы беспокоитесь по поводу того, что вы, возможно, гомосексуалист". Он сильно расстроился, а затем пропустил три приема подряд. И лишь благодаря большим усилиям и еще большему везению, мне удалось убедить его возобновить лечение. Мы провели еще двадцать сеансов, а затем он вынужден был переехать в другой город по служебному назначению. Эти сеансы значительно улучшили его состояние, несмотря на то что мы больше ни разу не касались проблемы гомосексуальности. Тот факт, что эта проблема сидела в его подсознании, вовсе не означал, что он готов обсуждать ее на сознательном уровне; поэтому, не скрыв от него моей догадки, я нанес ему сильную травму и едва не потерял его, не только как моего пациента, но и как пациента вообще.
Скрывать свое мнение необходимо также в определенных ситуациях в сферах бизнеса или политики это открывает двери в коридорах власти. Человек, постоянно высказывающий свое мнение по любому поводу, воспринимается обычным начальством как неуправляемый, как угроза порядку в организации. Он приобретает репутацию человека неудобного; считается, что ему нельзя доверять во всех тех ситуациях, где приходится говорить от имени организации. Невозможно обойти факт: если человек хочет быть полезным для организации, он должен стать ее частичным "олицетворением", быть осторожным и сдержанным в выражении собственного мнения, стереть четкую границу между собой и организацией. С другой стороны, если работник рассматривает собственную эффективность в организации как единственный ориентир для поведения и позволяет себе высказывать только те соображения, которые не вызывают волн, значит, цель для него оправдывает средства, он теряет свою человеческую целостность и определенность, становясь полным олицетворением организации. Тропа, по которой необходимо идти крупному руководителю, балансируя между сохранением и потерей своей целостности, чрезвычайно узка, и лишь очень немногие проходят по ней успешно. Это очень трудное испытание.
Итак, в этих и многих других обстоятельствах дел человеческих необходимо время от времени воздерживаться от выражения своих чувств, мнений, идей и даже знаний.
Каких же тогда правил придерживаться человеку, если он желает хранить верность правде?
Прежде всего, никогда не говорить неправду.
Во-вторых, иметь в виду, что утаивание правды всегда является потенциальной ложью и что каждый раз, когда утаивается правда, необходимо принимать серьезное моральное решение.
В-третьих, решение утаить правду никогда не должно основываться на личных интересах, таких, как жажда власти, желание нравиться или стремление защитить свою карту от критики.
В-четвертых, наоборот, решение утаить правду всегда должно быть основано исключительно на интересах человека или людей, от которых правда утаивается.
В-пятых, определение интересов других людей является задачей настолько ответственной и сложной, что разумное ее решение возможно только при условии истинной любви к этим людям.
В-шестых, первым шагом при определении интересов человека должно быть определение способности этого человека использовать данную правду для своего духовного развития.
И наконец, при определении способности человека использовать правду для своего духовного развития необходимо иметь в виду, что обычно мы эту способность недооцениваем и редко переоцениваем.
Все это может показаться труднейшей, никогда до конца не решаемой задачей, хронической обузой. И действительно, эта тяжелая ноша самодисциплины никогда не снимается. Потому-то большинство людей и выбирают жизнь с относительной честностью, частичной открытостью и определенной замкнутостью; они оберегают себя и свои карты от мира. Так легче. И все же выигрыш от трудной жизни, посвященной правде и честности, несоизмеримо больше. Сознавая, что их карты все время находятся под критическим прицелом, открытые люди непрерывно развиваются. Благодаря своей открытости они завязывают и поддерживают отношения намного легче и эффективнее, чем люди замкнутые. Поскольку они никогда не говорят неправду, у них спокойно и радостно на душе, они горды тем, что не прибавляют путаницы в мире, а служат источником света, прояснения. В конечном итоге они и есть свободные люди. Они не отягощены ничем таким, что нужно прятать. Им незачем крыться по темным углам. Им незачем выстраивать новую ложь, чтобы прикрыть старую. Они не тратят усилий на заметание следов и сооружение маскировок. Они знают, что на самодисциплину честной жизни требуется гораздо меньше энергии, чем на скрытность. Чем более честен человек, тем легче ему продолжать быть честным; чем больше человек солгал, тем больше лгать придется ему снова и снова. Люди, преданные правде, живут открыто; опыт же открытой жизни делает их свободными от страха.
Просмотров: 1530Категория: »
Текущая страница: 9 (всего у книги 20 страниц) [доступный отрывок для чтения: 14 страниц]
10. Высказывания
Об истинеТысячи путей ведут к заблуждению, к истине – только один.
Жан Жак Руссо
Люди обычно считают, что лучше заблуждаться в толпе, чем в одиночку следовать за истиной.
К. Гельвеций
Нет ничего более вредного для новой истины, чем старое заблуждение.
Иоганн Вольфганг Гёте
Что такое истина? Соответствие мысли с её объектом.
Р. Ж. Батист
Лучше быть счастливым от заблуждения, нежели несчастным от истины.
В. Фридрих
Почему все стараются докопаться до истины даже тогда, когда её никто не закапывал?
Цезарь Мелье, бельгийский юморист
Любил докапываться до истины, чтобы закопать её поглубже.
Из воспоминаний подчинённых о шефе полиции в Лас-Вегасе, США
Истина хороша до тех пор, пока не мешает чувствовать себя правым.
В. Власов
Истина не требует доказательств, если она согласована.
Из руководства древнеримского чиновника
Так любил истины, что спорил даже с аксиомами.
М. Шишлянников
Истина всегда секретна.
Мнение бывшего сотрудника КГБ
Одни докапываются до истины, другие под неё копают.
Л. Сухоруков
О правдеЧеловек должен переделывать себя ради истины, истина же не может переделываться в угоду человеку, ибо это уже будет не истина, а ложь.
Правда в конце концов всегда всплывает, хотя иногда и кверху брюхом.
Базиль Иллар, швейцарский юморист
Каждый хочет, чтобы правда была на его стороне, но не каждый хочет быть на стороне правды.
Уэйтли
Мой способ шутить – это говорить правду. На свете нет ничего смешнее.
Джордж Бернард Шоу
У правды мало поклонников. Многие восхваляют её, да только вчуже; другие следуют за ней, пока нет опасности, а там – подлецы от неё открыто отрекаются, а хитрецы верными притворяются. Не колеблясь, пойдёт она против друзей, против властей, против собственной выгоды – в этом испытании чаще всего ей изменяют. Лукавые в выспренных рассуждениях отрекаются от неё, чтобы не задеть интересы вышестоящих либо государственные.
Бальтасар Грасман
Для того чтобы выучиться говорить правду людям, надо научиться говорить её самому себе.
Л. Н. Толстой
Будь реалистом: не говори правды.
С. Лец
Есть любители бороться за правду, а есть – профессионалы.
В. Коняхин
Надо ли отстаивать правду всеми правдами и неправдами?
В. Коняхин
Когда жизнь вздумает тебя ослепить, она откроет глаза на правду.
В. Коняхин
Трудно говорить правду, если не знаешь, чего от тебя хотят.
Если говорить всю правду, самому ничего не останется.
Из признания свидетеля
Некоторые смотрят правде в глаза только через замочную скважину.
А. Чубинский
Если правда о нас кажется слишком приятной, значит, это умелая лесть.
Г. Ковальчук
Два выходных, а сказать другу правду в лицо – всё некогда.
Из записной книжки работяги
Хороша ли правда, если она боится лжи?
О лжиЧем больше собственной лжи, тем труднее увидеть чужую правду.
Суету и ложь удали от меня.
Притчи Библии, 30:8
Ложь делает человека предметом всеобщего презрения; это – средство лишить его самого уважения и той веры, которую каждый должен питать к себе.
Давид Юм
Ложь иной раз так ловко прикидывается истиной, что не поддаться обману значило бы изменить здравому смыслу.
Франсуа де Ларошфуко
Всегда и во всём впереди шествует Ложь, увлекая глупцов пошлой своей крикливостью. Последнею и поздно приходит Правда, плетясь вслед за хромым временем.
Бальтасар Грасиан
Мир питается крупицами истины и большим количеством лжи.
Ромэн Роллан
Подобно тому как наше тело покрыто одеждой, так наш дух облечён в ложь. Наши слова, поступки, всё наше существо проникнуто ложью, и лишь сквозь эту оболочку можно иногда отгадать наш истинный образ мыслей, как одежда позволяет иной раз уловить формы тела.
Артур Шопенгауэр
Истину полезно видеть нагую. Ложь пусть покрывает себя одеждою.
Пифагор
Пусть человеку нет никакой выгоды лгать – это ещё не значит, что он говорит правду: лгут просто во имя лжи.
Блез Паскаль
Ложь – это дублёр, заменяющий в опасных ситуациях правду.
Веслав Бразинский
Существует только одна нравственность – это правда, только одна безнравственность – ложь.
Э. Фейхтерслебен
Всеми правдами и неправдами старайся жить не по лжи.
Приписывается Сократу
Мы любим правду, но… лишь ту, Что подтверждает нашу правоту.
В. Меньшиков
Лучшее, на что способна ложь, – стать святой.
Средневековая ложь
Истина любит критику, от неё она только выигрывает, ложь боится критики, ибо проигрывает от неё.
Д. Дидро
Ложь – это заявление, не соответствующее истине, сделанное такому лицу, которое имеет право эту истину знать.
И. П. Граве, учёный-баллистик
Удержитесь от первой лжи, и вам не придётся бояться, что вас поймают на последующих.
Джордж Прентис, американский публицист
Малая ложь кажется большой, если обнаруживается в поведении тех, кто облечён властью.
Свобода – это осознанная необходимость врать, когда не знаешь, что сказать.
Из записной книжки студента, изучавшего марксизм-ленинизм
Первая ступень мудрости – понимать ложное.
Латинская пословица
Рыба растёт всего быстрее между той минутой, когда её поймали, и той, когда об этом рассказывают.
Знакомый из Варшавы
Никогда не надо лгать, за исключением лишь тех случаев, когда необходимо убедить, что говоришь правду.
Человек лжёт не потому, что он обманщик, а потому, что он – человек.
В конце концов, что такое ложь, как не замаскированная правда.
Дж. Байрон
Ложь – это воплощение зла.
Виктор Гюго
Просто невозможно лгать, если не знаешь всей правды.
М. Ген, американский социолог
Нужно очень много слов, чтобы не сказать правду.
Анна Каменьская, Польша
Ложь находит себе обвинителя в самом лжеце: говоря неправду, он уверяет, однако, что говорит, правду, ибо знает, что правда всеми и всюду уважается, тогда как ложь всеми и всюду презирается.
Самюэль Смайлс
Представьте себе, какая была бы тишина, если бы люди говорили только то, что знают.
К. Чапек
Не все ври, что знаешь.
Слава Богу, что на вранье нет пошлин! Ведь куда бы какое всем было разорение!
Фонвизин
Цинизм – это неприятный способ говорить правду.
Лилиан Хеллман, американский драматург
Не следует позволять себе даже самую невинную шутку – иначе как с людьми вежливыми и умными.
Жан де Лабрюйер
Не нужно путать интервью с исповедью.
Алла Пугачева
Никогда не лгать – все равно что жить на небесах.
Приписывают ангелу, спустившемуся на землю
Такое сочиняют, что совестно переписывать.
Из записок честного плагиатора
Лучший способ испачкать человека – это начать перемывать ему кости.
Мудрость эскимосских банщиков
Хочешь, чтобы тебя услышали? Шепни.
Совет начинающим сплетникам
Обещание хорошо тем, что от него всегда можно отказаться.
Шарль-Морис Талейран
О вопросахИнстинкт самосохранения лжи: быть ближе к правде.
Искусство лицемерия тоже требует жертв.
В. Хочинский
Слышат только те вопросы, на которые в состоянии найти ответ.
Фридрих Ницше
Не задавай вопросов, и тебе не соврут.
Д. Блейк
Умение ставить разумные вопросы есть признак ума и проницательности.
Иммануил Кант
Нет ни одного вопроса, который нельзя было бы обойти молчанием.
Юрик Рыбиньский, польский философ
На щекотливые вопросы следует отвечать до того, как их зададут.
В. Брундзинский
С верой нет вопросов; без веры нет ответов.
Еврейская пословица
Один дурак может задать вопрос, на который не ответят и тысяча мудрецов.
Из кодекса древнеримских дураков
Право задавать вопросы не есть право получать ответы.
Из записной книжки древнегреческого правоведа
Задающего вопросы нередко притягивают к ответу.
Мудрость древнеперсидского следователя при царе Ксерксе
Умно ответить можно лишь тому, кто умно спросил.
В. Борисов
Есть люди, которых лучше не спрашивать: могут ответить.
Если хочешь поставить вопрос прямо, подумай, а не будут ли на тебя смотреть косо.
Тяжёлый вопрос – это тот, после которого просят спросить что-нибудь полегче.
Глава III. Обман сокрытием
Утаивание правды есть ложь.
Латинское крылатое изречение
1. Скрыл – значит обманул
Мы привыкли считать, что обман осуществляется только с помощью лжи, сведений, представляющих действительность в искажённом виде. Но несообщение сведений тем, кто обязан сообщить, тому, кто этой информацией должен обладать, также наносит последнему ущерб. Если при использовании лжи принимается ошибочное решение, рассчитанное не на ту ситуацию, которая существует в действительности, то при отсутствии информации или её недостаточности оно лишь неоптимально. Поэтому обман умолчанием не воспринимается как активное насилие в противовес пассивности, характерной для умолчания. Пословица «не солгал, но и правду не сказал» тому подтверждение. Но пассивный обман осуществляется не только умолчанием истины и правды о себе и других, но и сокрытием предметов, денежных знаков, чувств и состояний.
Люди могут скрывать всё:
Свои поступки и деятельность, обычно не одобряемые обществом и преследуемые государством;
Чувства, состояния и мысли, если их истинный показ и выражение социально невыгодны, если человек стыдится или стесняется признаваться в своих чувствах, считая их недостойными либо слишком интимными;
Супруги скрывают друг от друга заначку или долги, порнографию, супружескую неверность;
Втайне от всех передают и получают взятку, которая прячется за представительскими расходами, гонораром или приобретением земельного участка, кирпича, сантехники и т. д. и т. п., найти которые нет никакой возможности;
Втайне переходят государственную границу и делают другим гадости;
Террористы утаивают взрывчатку и оружие, чтобы им не помешали совершать их гнусные дела;
Преступники скрывают следы своих деяний: избавляются от орудий преступлений, стираются «пальчики» на месте преступления.
2. Обмануть можно и набрав в рот воды
Что же лучше? Пассивный обман – умолчанием, несообщением необходимой информации или активный обман посредством лжи?
Рассмотрим примеры.
Ребёнок, опасаясь, что его не пустят гулять, не сказал, что чувствует себя плохо.
Школьник не передал родителям требование классного руководителя прийти в школу.
Муж не сообщил жене о своей близости с другой женщиной.
Предприниматель укрыл часть дохода от налоговой инспекции.
Руководитель предприятия скрыл гибель рабочего на производстве от государственной инспекции труда.
Все эти примеры объединяет одно качество – обязанность одного сообщать другому определённые сведения:
Ребёнок обязан сообщать родителям о своём самочувствии;
Школьник обязан передать родителям просьбу классного руководителя;
Муж обязан сообщить жене о своей измене в силу брачных отношений, которые запрещают такого рода связи;
Предприниматель обязан сообщать налоговой инспекции о своих доходах;
Руководитель любой организации обязан немедленно поставить в известность о тяжёлых, групповых и смертельных несчастных случаях на производстве в силу установленных государством порядке расследования такого рода случаев.
Обязанность сообщать что-либо другому лицу может вытекать из самых различных отношений между людьми: от глубоко личных между супругами и друзьями до отношений между гражданами в различных сферах общественной жизни, включая отношения между гражданами и государством, которое представляют чиновники различного ранга.
Приведём несколько примеров обмана умолчанием соответствующих отношений между субъектом и объектом обмана и мотивов такого обмана:
Сокрытие получения двойки учеником, чтобы избежать наказания со стороны родителей (отношение «ребёнок – родитель»);
Сокрытие дохода от налоговой инспекции, чтобы не платить налоги (отношение «предприниматель – государство»);
Сокрытие пагубных пристрастий, чтобы не получить отказа при приёме на работу (отношение «нанимающийся на работу гражданин – работодатель»);
Сокрытие сотрудником порочащих его связей, чтобы не потерять авторитет в коллективе (отношения «сотрудник – коллектив»);
Утаивание женихом от невесты факта выплаты алиментов детям от прежнего брака (отношение «жених – невеста»);
Сокрытие владельцем – продавцом дома от покупателя факта, что по дому идёт судебная тяжба между прежним владельцем и его родственниками, предъявившими на дом свои права (отношение «продавец – покупатель»);
Сокрытие государством фактов, могущих вызвать недовольство и массовые выступления населения (отношения «государство – гражданин»).
Рассмотрим подробнее отношения «жених – невеста». Их взаимный долг – сообщать о себе без утайки всю правду вытекает из наличия в недалёком будущем самых личных, интимных отношений, требующих, в свою очередь, полного взаимного доверия, невозможного при отсутствии искренности. Конечно, границы этой искренности весьма различны, поскольку определяются формой и глубиной отношений между женихом и невестой. Один расскажет о себе всё, вплоть до последнего гена, другой ограничится сообщением об аллергии на цветочную пыльцу. Очевидно, что каждый, решая вопрос о целесообразности не сообщать правду, должен ясно представлять себе последствия такого укрытия, понимая, что эти факты рано или поздно будут известны другой стороне, а последующие извинения типа «не придал значения», «забыл» могут серьёзно усложнить дальнейшие взаимоотношения.
Обязанность граждан сообщать определённые сведения друг другу определяется также обычаями, этикетом и моралью, а государству – правовыми нормами. Так, моральная обязанность гражданина – предупредить другого о грозящей ему опасности, если, конечно, он сам о ней знает.
Классическим примером моральной обязанности предупредить других об опасности стал случай, имевший место в США и названный «казус Татьяны Тарасовой».
Врач, узнав от клиента о навязчивой идее убить девушку – Татьяну Тарасову, не отвечавшую ему взаимностью, не сообщил об этой угрозе ни ей, ни её родителям, а лишь постарался переубедить своего клиента. Пациент на словах согласился с аргументами врача, но спустя какое-то время всё же убил Татьяну.
В ряде случаев сокрытие умолчанием оценивается государством как административное правонарушение и уголовное деяние:
Сокрытие источника заражения ВИЧ-инфекцией, венерической болезнью и контактов, создающих опасность заражения… а также лиц, имевших с указанным лицом контакты, создающие опасность заражения этими заболеваниями;
Сокрытие, умышленное искажение или несвоевременное сообщение полной и достоверной информации о состоянии окружающей природной среды, …об источниках загрязнения окружающей природной среды или иного вредного воздействия на окружающую природную среду, о радиационной обстановке… лицами, обязанными сообщать такую информацию;
Непредставление или несвоевременное представление в государственный орган сведений, представление которых предусмотрено законом и необходимо для осуществления этим органом его законной деятельности, а равно представление таких сведений в неполном объёме или в искажённом виде;
Контрабанда, то есть перемещение через таможенную границу Российской Федерации товаров или иных предметов помимо или с сокрытием от таможенного контроля, либо с обманным использованием документов или средств таможенной идентификации, либо сопряжённое с недекларированием или недостоверным декларированием;
Непредставление декларации о доходах или расходах. Кроме полного утаивания информации, обман умолчанием может осуществляться сообщением полуправды, когда сознательно говорится не вся правда, необходимая адресату, а только часть, и часть несущественная, а то и ненужная вовсе. Или сообщается правда, но она маскируется ложью в таких сочетаниях, что невозможно понять, где истина, где ложь и что же скрывается. Так, правда, содержащаяся в неполном ответе, прячет ту часть, которую отвечающему и нужно спрятать.
«Куда едешь?» – спрашивает жена мужа. «В командировку», – отвечает тот, и это правда, подтверждённая командировочным удостоверением и подписью в нём начальника, но не полная. Ее «неполность» заключается в том, что в городе, куда едет «верный» муж, живёт его пассия, о чём он своей жене, естественно, не сообщает, умалчивает.
Одной из форм сокрытия государственными органами, учреждениями, предприятиями и прочими юридическими, а также физическими лицами данных, характеризующих их деятельность, знание которых другими нежелательно для них, является двойная бухгалтерия, при которой истинные данные полностью или частично скрываются, а показываются другие, липовые. Приведём несколько примеров такой бухгалтерии.
В 1998 году, обеспечивая нашу безопасность, погибли 1199 сотрудников милиции, но только 438 официально считаются погибшими при исполнении служебных обязанностей, из 8288 травмированных только 3617 – при исполнении.
Какой резон в такой бухгалтерии? Причина в том, что, отказываясь признать факт гибели или ранения сотрудника «при исполнении», государство уходит от выплаты денежных компенсаций.
За 1998 год выявлено свыше 1,6 тыс. случаев укрытия преступлений от учёта и регистрации, 570 случаев фальсификации материалов предварительной проверки, дознания и следствия.
Бывший уполномоченный по правам человека в РФ О. О. Миронов в докладе о своей деятельности в 2002 году отмечал:
«В последние четыре года количество преступлений, ежегодно официально регистрируемых в России, приближается к отметке 3 млн. Реально же уровень преступности значительно выше – примерно 9–12 млн преступлений в год. За рамками уголовной статистики остаётся большой массив латентной (скрытой) преступности… Ежегодно прокуратура выявляет свыше 100 тыс. преступлений, скрытых милицией» («Российская газета» от 13 июля 2003 года).
По заявлению генпрокурора РФ В. Устинова, сделанного на заседании Госдумы, по-прежнему регистрируется лишь «видимая часть» преступного айсберга, 20–25 % от общего числа совершённых преступлений. В 2004 году прокуратура выявила 120 тыс. укрытых, не поставленных на учёт преступлений.11
Газета «Московский комсомолец» от 16–23 марта 2005 года.
3. Умолчание и политика
Умолчание как способ обмана граждан всегда ценилось правителями. Великий Пифагор поучал их: «Никогда не обманывай народ, но и всей правды ему не объясняй». Любимым изречением короля Франции Людовика XI был афоризм: «Кто не умеет скрывать, тот не умеет управлять». А В. И. Ленин считал ложь умолчанием необходимым средством борьбы. Так, при определении тактики большевиков по вопросу участия революционеров в реакционных профсоюзах он считал целесообразным «пойти на всяческие уловки, хитрости, нелегальные приёмы, умолчания, сокрытие правды (подчёркнуто нами. – К. В. ), лишь бы проникнуть в профсоюзы, остаться в них, вести в них во что бы то ни стало коммунистическую работу» (Ленин В. И. Полн. собр. соч. (изд. пятое). Т. 41. – С. 38).
Распространённость обмана умолчанием является одной из характерных черт тоталитарных режимов. Правда опасна для власти негодяев, эксплуататоров и грабителей народа, поэтому они её подавляют и скрывают. Достаточно вспомнить советский период жизни нашего государства, когда сокрытие сведений о жизни государства было возведено в государственную политику. Приведём такой пример.
23 августа 1939 года в Москву прибыл глава внешнеполитического ведомства Третьего рейха Иоахим фон Риббентроп. В результате переговоров был подписан договор, получивший название «пакт Молотова – Риббентропа». Этот «договор о ненападении» содержал секретное приложение, которое скрыли не только от населения страны, но и от депутатов Верховного Совета СССР, которые его ратифицировали. «По секрету» Сталин разделил с Гитлером Польшу и получил в сферу влияния Финляндию, Бессарабию и Прибалтику.
В своё время был популярен такой анекдот.
В СССР самая высокая секретность.
Во Франции на одном заводе не знают, что делают на другом в той же фирме.
В Англии в одной лаборатории не знают, что делают в другой, в соседней.
В США сотрудник не знает, что делают за другим столом.
У нас сотрудник сам не знает, что он делает.
Секретность при Сталине доходила до абсурда. Даже Кодекс законов о труде РСФСР имел гриф «Для служебного пользования». Трудящимся было запрещено знать закон, регулирующий их трудовую жизнь! Это ли не обман умолчанием?
Величайшим обманом российского народа был культ личности Сталина, создание образа гениального и справедливого вождя нации, создать который было бы невозможно без умолчания черт его характера и той деятельности, которая принесла неисчислимые беды народам России. Но если бы не было этого обмана и был бы создан культ подлинной личности Сталина – это было бы ещё большей трагедией народа, с которой поистине ничто не смогло бы сравниться.
Способом обмана умолчанием являлся «железный занавес», долгие годы отделявший Россию от всего цивилизованного мира. Он был возведён не только из колючей проволоки на границе государства.
Власть обосновывает свою ложь гражданам страны тем, что о некоторых явлениях и фактах общественной жизни, особенно о тех, на которые она обязана влиять в интересах общества, и о результатах своей деятельности населению лучше ничего не знать, так как оно не так поймёт, как надо власти. Умолчание заменяется ложью. И неплохо было бы помнить то, что сказал по этому поводу английский писатель начала XIX века Артур Клиффорд:
«Постоянно нашёптывают, что опасно открывать некоторые вещи большинству людей. Говорят: “Мы знаем, что это неправда, но для народа это необходимо. Народу полезно верить в это, и потому можно сделать много зла, поколебав эту его веру”… Нет. Кривые пути всегда останутся кривыми, хотя бы они были предназначены для обмана самого большого большинства народа, и неправда никогда и никому не может быть полезна. И потому мы признаём только один закон для всех: следование истине, какую знаем, куда бы она ни привела нас».
И уж если народ – любитель поврать, то наши чиновники – профессионалы обмана, поскольку они лгуны по должности. А если учесть, что враньё так широко распространено в высших эшелонах власти, то впору в правительстве организовать министерство вранья, а в Государственной Думе – комитет по изучению государственного лицемерия.
Если рассматривать сокрытие сведений с точки зрения пользы для государственного аппарата, представляемой им как «интересы государства», то можно трактовать эти сведения как тайну. Если же рассматривать их с точки зрения граждан, то сознательное их сокрытие государством является обманом, умолчанием. Поистине, чтобы сказать правду – нужно говорить, чтобы скрыть – достаточно умолчать. Приведём только один пример из массы ужасающих фактов репрессий, принудительной коллективизации, депортации целых народностей, числа погибших в официальных и неофициальных войнах, что скрывалось «в интересах народа и для его блага».
Только в 1991 году впервые был предан гласности факт наказания людей в СССР за их политические убеждения средствами карательной психиатрии, тайной расправой с инакомыслящими путём помещения их в психиатрические тюрьмы, которые назывались психиатрическими больницами со строгим наблюдением. За стенами этих «больниц» от народа скрывалось:
Необоснованное в медицинском отношении признание лиц без выраженных психических расстройств социально опасными душевнобольными с рекомендацией принудительного лечения их в психиатрических больницах специального типа системы МВД СССР;
Многолетнее (до 15 лет) содержание лиц, признанных невменяемыми по политическим статьям УК РСФСР и не имеющих тяжёлых нарушений психики, с сохранённым интеллектом и нормальным поведением в одной камере (палате) с тяжёлыми и опасными в состоянии бреда и агрессии больными;
Принудительное лечение без медицинских показаний и учёта противопоказаний: назначение психотропных средств без употребления корректоров (препаратов, снимающих побочные эффекты от их применения), искусственное вызывание боли и повышенной температуры тела путём внутримышечного введения масляного раствора серы (сульфазина); назначение влажного обёртывания, при высыхании которого возникают сильные боли; применение физических наказаний;
Беспредел со стороны надзирателей и санитаров (до 1988 года надзирателями были сотрудники МВД, до 1992 года санитарами были условно осуждённые со своими лагерными «законами»);
Зависимость экспертных служб и органов, осуществляющих принудительные меры медицинского характера, от МВД и КГБ;
Полное отсутствие каких-либо независимых органов, контролирующих как правильность судебно-психиатрических и судебных решений, так и ход, адекватность и длительность принудительного лечения;
Повышенная секретность деятельности этих больниц и отделений.
Это настолько страшная страница истории советской России, что до сих пор многие документы, отражающие деятельность карательной психиатрии, несут гриф «секретно», «совершенно секретно», «особая папка». А разве не является обманом замалчивание в советское время трудов многих наших соотечественников: политиков, философов, теологов, представляемых к тому же как монстров, марионеток, а то и агентов капитализма? Ещё пример цинизма власти. Во время сталинских чисток семьи осуждённых, которые были уже расстреляны, получали официальные извещения, что такой-то осуждён на 25 лет с содержанием в дальних лагерях без права переписки.
Одним из способов умолчания, который применяет любая власть, чтобы скрыть правду, является цензура. Уже в Средневековье её взяли на вооружение большинство стран мира. Великий Октябрь упразднил царскую цензуру, установив свои нормы политической и революционной бдительности, значительно превосходящие по жёсткости отменённые. Деятельность цензуры была настолько засекречена, что даже само упоминание о существовании цензуры в СССР было запрещено, хотя это был секрет полишинеля. Первой была создана в 1918 году военная цензура, целью которой было сохранение военной тайны. К секретным сведениям относилась не только информация о вооружении, снабжении, численности и боеготовности Красной армии, но и сведения, могущие нежелательно отразиться на моральном состоянии войск, сенсационные и панические слухи, данные о крупных потерях и волнениях в войсках, об эпидемиях, взрывах и пожарах. Военной цензуре предписывался не только контроль над всей выходящей в стране печатной продукцией, но и над радио и телеграфом.12
Ф. 6, оп. 12, д. 10, листы 262, 276 // Российский государственный военный архив.
Цензура обязывалась также ограждать граждан от сведений о всесторонней жизни страны, о деятельности НКВД, КГБ, положении в тюрьмах и лагерях, о расходах на «защиту отечества» и привилегиях чиновников партийного и государственного аппарата, истинных причинах прихода и ухода «вождей», наличии организованной преступности, наркомании и проституции.
На «защиту» граждан от тлетворного влияния Запада и от сведений, могущих разбудить их от социальной спячки и представляющих опасность для существования режима, встала специально созданная организация – знаменитый Главлит. Ни один факт, порочащий советский строй, не должен был через печать, радио, телевидение достичь ушей граждан. Всё, что не вызывало «чувства законной гордости» за нашу прекрасную Родину, обнародовать было запрещено. И всё, что распространялось, несмотря на запрет, нелегально, прерывалось обысками, арестами, заключением, высылками, поскольку рассматривалось как клеветнические измышления, позорящие наше государство. Именно поэтому народ и не знал другой такой страны, «где так вольно дышит человек».
Только перестройка, организованная М. С. Горбачёвым, сняла запрет с отражения в средствах массовой информации истинного состояния общества. В этот период стали появляться ужасающие цифры уничтоженных сталинским режимом в период коллективизации, террором и репрессиями, погибших во время официальных и неофициальных войн и т. д.
Гласность тех лет представлялась не столько как свобода говорить без ограничений, не опасаясь репрессий, сколько как обязанность государственных учреждений сообщать своим гражданам сведения, позволяющие им реализовывать свои гражданские права, в том числе осуществлять контроль за политической властью. Но даже в этот период, когда гласность ярче всего характеризовала попытку общества перейти на демократические принципы существования, обман умолчанием не был искоренён полностью.
Достаточно вспомнить Чернобыльскую катастрофу, трагедии в Сумгаите и Тбилиси.
В результате скрытия правды о случившемся на Чернобыльской АЭС в апреле 1986 года ничего не ведающие киевляне вышли с детьми на первомайскую демонстрацию. Позднее средствами массовой информации по указанию свыше несообщение о случившемся объяснялось заботой о населении, предупреждением паники, которая возникла бы, если бы оно знало всю правду. Можно также вспомнить о «пользе» обмана умолчанием, когда первые люди государства не сообщали о грозившем стране дефолте в 1998 году; а затем объясняли этот обман как благо для населения, чтобы избежать паники, которая возникла бы среди сограждан, когда они ринулись бы в банки страны спасать свои сбережения.
Да и сейчас информирование граждан в России не достигло уровня, характерного для цивилизованного общества. До сих пор осуществляется замалчивание собственных потерь при локальных войнах, сокрытие повышенных уровней радиации, представляющих реальную угрозу населению, и т. д. Это далеко не полный перечень случаев, когда официальные органы скрывают факты, характеризующие их не с лучшей стороны, и сокрытие которых даёт возможность сохранить мину при плохой игре и избежать ответственности.
С большим трудом гласность стала проникать и в судебную систему. Статьёй 241 УПК РФ государство продекларировало гласность судебных разбирательств, указав главный признак – открытость, кроме случаев, когда разбирательство уголовного дела в суде может привести к разглашению государственной тайны или сведений об интимных сторонах жизни участвующих в деле лиц. Открытость судебного заседания для граждан характеризуется у нас только возможностью присутствовать на судебном заседании. Протоколы же судебных заседаний до сих пор являются для граждан тайной за семью печатями. В противоположность нашей судебной системе в Соединённых Штатах Америки все судебные архивы с протоколами судебных заседаний открыты для любого гражданина, пожелавшего с ними ознакомиться. Каждый может получить фотокопию дословной записи любого судебного процесса, не обращаясь за разрешением ни в какой судебный или иной государственный орган. Тысячи общественных и даже частных библиотек, не говоря уже о библиотеках юридических учебных заведений, содержат тысячи томов с отчётами о судебных процессах в Америке. Все, кому необходимы эти отчёты, могут за считанные секунды найти их, пользуясь персональными компьютерами в своих домах и офисах, связанными с библиотеками, где хранятся эти отчёты.