Это место паломничества и святой веры, город, где проповедовал Св. Николай Чудотворец. Ежегодно его посещают тысячи туристов из разных стран.
История города Мира
Когда был основан город Мира, точно не известно, но руины и скальные гробницы, находящиеся вокруг Демре и датируемые пятым веком до нашей эры ликийские надписи, проливают свет на древнюю историю города. Город был расположен всего в пяти километрах от Средиземного моря и имел свою гавань – Андриаке. По историческим данным Мира входила в Ликийский союз и являлась одним из крупных городов Ликии. Город имел стратегическое значение, и в III-II веках до н.э., получил право чеканить свои монеты. В римский период Мира стала столицей римской провинции. Св. Павел при направлении в Рим в 60 году нашей эры остановился в этом городе и заменил судно. В четвертом и пятом веках Мира становится важным религиозным и административным центром под контролем Византии, но после вторжения арабов в седьмом веке нашей эры, город потерял свою значимость, а позже сильно пострадал от наводнений реки Мирос. Большая часть древнего города Мира до сих пор не раскопана, но театр и скальные гробницы с надписями на ликийском языке всегда привлекают множество туристов.
Мира сегодня – Демре
В наши дни в Миру можно достичь пройдя через домики, теплицы и апельсиновые поля вдоль Демре. Дойдя до местности в глаза бросается в первую очередь самый большой и наиболее сохраненный до наших дней театр Ликии, расположенный на южном склоне акрополя. Расположенный на склоне холма греко-римский театр состоит из двух концентрических полукругов. Имелись 29 рядов для зрителей и еще 6 рядов наверху. Театр был вместимостью от девяти до десяти тысяч человек. Сцена сохранилась вплоть до второго этажа. Каменные блоки в месте оркестра, находящиеся в виде груды свидетельствует о существовании в свое время показного фасада, украшенного статуями и уникальной архитектурой. Сводчатые галерии служат в качестве входа-выхода и прохладным местом для посетителей в летние дни.
Скальные захоронения и античный театр
Святой Николай Чудотворец
Исторические данные гласят, что Святой Николай – в православии Николай Чудотворец, а в католической религии Санта Клаус – происходил из зажиточной знатной семьи. Он был рожден, приблизительно, в 270 году в городе Патара, недалеко от Миры. Мать с отцом были очень набожными людьми и с детства приучали Николая к духовной культуре, к изучению религиозных книг. Он посещал церковь. Когда родители умерли, начал помогать людям от имени Бога, и целиком посвятил себя духовной жизни. Примерно в 300 году, Николай был избран епископом Миры, и прославился справедливостью, святостью и непогрешимостью, проводя все время в молитвах и отдавая все силы и знания на благо людей. Святой Николай умер, примерно, в 345 году. Его мощи положили в мраморный саркофаг и похоронили в церкви города Мира, где он прослужил всю свою жизнь, и они долго хранились нетленными, а прихожане получали от них исцеление. Во времена арабских набегов на Византию (VII-VIII вв), церковь неоднократно разрушалась. В одиннадцатом веке итальянские купцы перевезли мощи святого в Италию, где они хранятся в церкви Святого Евстафия, в городе Бари. К счастью, часть реликвии осталась не разграбленной, и некоторые фрагменты черепа, сейчас хранятся в , в Музее археологии. В христианстве Святой Николай почитается как чудотворец, является покровителем мореплавателей, путешествующих, заключённых и сирот.
Церковь Святого Николая Чудотворца
Во втором веке произошло сильнейшее землетрясение. Святилище греческой богини – Артемиды в городе Мира было разрушено. Церковь Святого Николая Чудотворца была построена в четвертом веке византийскими зодчими на месте древнего храма богини Артемиды. После арабских набегов церковь была разрушена и пришла в запустение. В VIII – X веках, когда правили византийский император Константин, а затем императрица Зоя, храм заново восстановили, а также, возвели высокие стены. Не только войны несли разрушения. Церковь Николая Угодника была полностью затоплена водами близ протекающей реки Мирос. (Поэтому и пол церкви ныне находится на семь метров ниже уровня земли). Немало времени прошло, прежде чем случайно повторно обнаружили церковь. В 1850 году развалины посетил русский путешественник А. Н. Муравьёв и возбудил почин по сбору средств на восстановление храма. На собранные средства, была выкуплена территория храма у Османского правительства и восстановлена часовня. Окончательные раскопки и реставрация церкви начались только ближе к девяностым годам.
Храм имеет вид православной базилики, в форме креста. Постройка содержит: внутренний двор; два вестибюля; большое, куполообразное помещение; два небольших зала по бокам; две круглые и одну квадратную маленькие комнаты. Изначально, крышу церкви венчал купол, но после реставрации, он был заменен сводом. В полукруглой части, сопряженной с большим залом, вдоль стен, к алтарю спускаются высеченные из камня скамьи. Центральный зал, отделяется от двух малых залов, проемами в виде арок. В главном зале есть коридор с колоннами. Коридор устроен так, что даже шепот хорошо слышен со всех сторон. Поэтому древние священнослужители во время молитвы без труда общались между собой. Через сводчатые ворота можно пройти в другие помещения, построенные в византийский период для разных целей. Пол церкви выложен орнаментом из различных видов камня. По словам историков, некоторые из этих мозаик, остались от храма Артемиды, где впоследствии была построена церковь. Ниши церкви украшены ликами святых. В одной из ниш находится саркофаг из белого мрамора, где, предположительно и находились мощи святого. За комнатами церкви есть сад, который окружен высокими стенами. В углу сада – четырехугольный каменный резервуар для воды. Древние каменные саркофаги, украшенные красивыми рельефами с узором из растений, расположены вокруг.
Ежегодно, 6 декабря, в день смерти Святого Николая, христиане со всех уголков мира собираются в храме для поминальных служб и чтобы поклониться святым мощам. Святому Николаю по сей день молятся о счастье, хорошей жизни, о близких людях, которые находятся в отъезде, о здоровье детей.
Храм Николая Чудотворца в Хамовниках пережил богатую событиями историю: он ни разу не закрывался и не прекращал работу. Сегодня он внесен в список памятников архитектуры федерального значения в Москве.
Храм в Хамовниках также называют церковью Святителя Николая, Николо-Хамовнической, Никольской или Святоникольской церковью. Само слово «Хамовники» произошло от названия профессии царских ткачей – хамовников, которые жили в Москве по этому адресу.
Вконтакте
Одноклассники
История
Первое упоминание о храме относится к 1625 году: тогда это была обычная деревянная церквушка для местных жителей. Но уже в 1657 году ее перестроили в каменный вариант, а в 1677 году назвали полным именем, сохранившимся до наших дней. Впрочем, в первоначальном варианте она не сохранилась: через 2 года при царе Федоре Алексеевиче ее перестроили, и в 1682 году освятили. Через некоторое время были достроены трапезная и колокольня.
В годы ВОВ с Наполеоном церковь пострадала , потеряв часть интерьера. Его восстановили только к середине XIX века. В это же время появились настенные росписи, а вокруг поставили ограду. После реставрацию провели в конце столетия, в 1949 и 1972 годах. Удивительно, но храм оставался действующим все это время, даже советская власть не стала закрывать его и уж тем более перестраивать под бытовые здания. В 1912-1960 годах настоятелем был протоиерей Павел Лепехин.
Единственным «грабежом» стало снятие колоколов, и то уникальный латыгинский колокол перенесли в коллекцию Исторического музея Москвы – в 1992 году его вернули на место.
В 2008 году храм отметил юбилей – 160 лет . Перед этим, в 2002 году, в Киселевске был построен храм Божьей Матери «Скоропослушницы», прообразом которого послужил храм в Хамовниках.
Еще один интересный факт связан с именем Льва Толстого: граф жил в Москве неподалеку от храма и являлся его прихожанином. Церковь упоминается им в некоторых произведениях.
Внешний вид и убранство
Храм выполнен в русском узорочьем стиле, популярном в то время и пришедшем из Ярославля. Это белоснежная церковь на 5 куполов с зеленой крышей и разноцветными украшениями, с шатровой колокольней ее соединяет трапезная.
Церковь смотрится очень «народной» : она выглядит одновременно скромно и нарядно, вызывая ассоциации с крестьянскими праздничными одеждами. Ее архитектурная уникальность была признана даже в СССР – не зря же здание не тронули и даже реставрировали.
Внутри сохранились росписи XVIII века (точнее, 1840-х годов): все стены, колонны и потолок украшены ими. На изображениях можно увидеть земную жизнь Христа, сюжеты из Ветхого завета, серафимов и многих других святых. Иконостас четырехъярусный, его венчает Распятие. Он выполнен в голубом и золотом цветах.
В честь кого храм
Святой Николай, в честь которого храм получил свое имя, был византийским епископом в III-IV веке . Он является покровителем путешественников, сирот и заключенных. Святой стал прообразом Санта-Клауса, а история из его жизни о даре 3 бедным девушкам приданного превратилась в традицию рождественских подарков.
На Руси Николай является одним из наиболее значимых и почитаемых святых: количество посвященных ему храмов уступает только церквям Богородицы. ОН считается старшим среди всех святых, а в некоторых традициях даже включают в Троицу: Христос – Богоматерь – Николай.
В Хамовнической церкви в Москве нет никаких икон, посвященных святому – ее название является в большей степени «модным».
Главная святыня
Главной святыней храма Николая Чудотворца является икона Богоматери «Споручница грешных» (Поручительница за грешных перед Господом, посредница между Богом и людьми). Образ был создан в середине XVIII века в Одрино-Николаевском мужском монастыре (Орловская губерния).
Икона сразу отметилась несколькими исцелениями, в том числе от холеры, эпидемия которой разгорелась в то время. Первые чудеса произошли в год написания: были исцелены малолетний сын-эпилептик местной жительницы (она увидела икону во сне), встал на ноги парализованный сын помещика, начала видеть 3-летняя купеческая дочь. Все чудеса произошли практически в одно время, после чего икону перенесли их церкви возле ворот в храм Николая Чудотворца.
В 20-х годах ХХ века монастырь подвергся разорению , иконы роздали местным жителям. «Споручница грешных» досталась жительнице села Старое (сегодня оно входит в Орловскую область). В 70-х годах образ передали прихожанке Раисе, которая в 1994 году уехала с ним в монастырь под Одессой и постриглась там в монахини. Но уже через год Раиса вернулась и поселилась в Николо-Ординской обители, а вот икона осталась на территории Украины.
Ее возвращением занялся схимонах Макарий из Оптиной пустыни. Возвращение образа оказалось сложным делом: во-первых, сам Макарий был инвалидом с парализованными ногами, во-вторых, икона находилась в частной коллекции. Но все-таки в 1996 году «Споручница грешных» вернулась в обитель.
Однако в храме Николая Чудотворца находится не оригинал иконы, а ее список (копия) , впрочем, не менее чудотворная. Через 3 года после написания иконы-оригинала ее отправили в Москву для создания ризы. Это время «Споручница» провела в доме подполковника Бонческула. После возвращения иконы в обитель в благодарность подполковнику прислали ее копию.
Хозяин дома поставил ее в домашний иконостас, но вскоре семья обратила внимание на необычный отблеск на иконе, а через некоторое время начала выделяться маслянистая жидкость. Ее собрали и помазали нескольких больных, которые тут же исцелились. После к списку начали приезжать другие страждущие.
Через 2 года подполковник передал копию в храм Николая Чудотворца. Жидкость продолжала сочиться: дьякон вытирал ее бумагой, которую отдавал прихожанам. И хоть вскоре мироточение прекратилось, в алтаре начали появляться видения звезд.
Сегодня существует список официально зарегистрированных чудес и исцелений, совершенных иконой, при этом некоторые из них произошли с язычниками и неверующими.
Другими святынями являются:
- Список Смоленской иконы Богоматери, сделанный в XVII веке;
- Икона святителя Алексия (конец XVII века);
- Икона мученика (XVIII век).
Контакты и расписание службы
Расписание богослужений можно посмотреть на сайте храма. В будни и субботу прихожане могут присутствовать на:
- 7:45 – исповеди;
- 8:00 – литургии;
- 17:00 – вечерне и утрене, в субботу – на всенощном бдении.
В воскресенье расписание меняется:
- 7:00 – литургия;
- 10:00 – литургия;
- 17:00 – вечерня и утреня.
В зависимости от церковных праздников расписание может быть изменено.
Никольская церковь не ограничивается проведением служб: сегодня в ней действуют воскресная школа и молодежная группа. Школа действует более 20 лет, в ней обучаются дети 6-16 лет в 4 группах. Набор происходит в начале учебного года, занятия начинаются с Божественной . Впоследствии учащиеся не только занимаются на факультативах, но и участвуют в исповеди и причащении.
По адресу школы проходят следующие занятия:
- Религиозные: основы нравственности, закон Божий, жития святых, история церкви и т.д.;
- Музыкальные: хоровое и церковное пение, народная музыка;
- Художественные: творческая мастерская, прикладное искусство.
По субботам проходят дополнительные занятия:
- Кружок иконописи;
- Церковный хор;
- Народные инструменты и народная музыка;
- Английский язык с религиозным уклоном.
Для детей 2-5 лет существуют отдельные занятия музыкой и прикладным творчеством. Также в храме существует молодежный кружок: он направлен на общение, просмотр тематических фильмов, посещение выставок, паломничество, постановка спектаклей.
По адресу храма действует и социальная служба . Она оказывает помощь людям в непростой жизненной ситуации, помогает с жильем, лечением и содержанием. Никольская церковь задействована в работе:
Каждое воскресенье с 12 до 15 часов по адресу храма проводится прием прихожан, также желающие могут получить помощь по телефону у дежурного священника по телефону.
Итоги
появился более 3 веков назад , когда по адресу местной деревянной церкви воздвигли каменную. Он не был закрыт во времена Советского Союза и сохранил не только внешний вид, но и внутреннее убранство. Сегодня церковь ведет просветительскую работу среди детей и молодежи, сотрудничает с социальными службами.
В 1872 году проект часовни был утвержден, однако освящение её состоялось только 6 декабря 1879 года митрополитом Исидором. Вскоре часовню приписали к Сионскому храму в Мирах Ликийских, где некогда хранились мощи святителя Николая Чудотворца. На восстановление этого храма в часовне стали собирать деньги два монаха из русского Пантелеймоновского монастыря на Афоне, привезшие с собой частицы мощей великомученика Пантелеймона, Животворящего Древа Господня и список чудотворной иконы Божией Матери «Скоропослушница».
Осенью 1885 года Александровская часовня сгорела, а когда была восстановлена, то перешла к Императорскому Палестинскому обществу, основанному тремя годами ранее для поддержки Православия в Святой Земле, ее изучения и помощи русским паломникам.
Храм в Мирах из-за политических осложнений восстановить так и не удалось, и в 1910 году собранные средства решено было употребить на постройку русского подворья в Бари (Италия), где поныне покоятся святые мощи Николая Чудотворца, а тесную столичную церковь, в которую в начале века была перестроена часовня, заменить зданием в новгородско-псковском стиле.
Новый проект составил архитектор С. С. Кричинский, видный зодчий модерна, строительство консультировал архитектор В. Т. Георгиевский. Митрополит Владимир заложил храм 8 ноября 1913 года на мощах святителя Алексия, митрополита Московского в присутствии Великой Княгини Елизаветы Феодоровны, председательницы Палестинского общества. 15 декабря 1915 года он же освятил её. Храм сразу получил небольшой приход.
Стройная островерхая, с одним шлемообразным куполом на высоком барабане, древнерусская церковь, оригинально интерпретировавшая псково-новгородские мотивы, снаружи была украшена резным узором и крестами из белого старицкого камня, крыша покрыта зеленой поливной черепицей. Оформление храма было выполнено лаконично, образ получился цельным, разве что сомнения вызывают полукруглые выступы на углах, да и форма креста нетипична для псковской или новгородской архитектуры. Церковь вызывала всеобщее восхищение живописностью своего силуэта.
Внутри храм украшали фрески в стиле шедевров Дионисия в Ферапонтовом монастыре, исполненные В. А. Плотниковым и В. С. Щербаковым. Четырехъярусный иконостас, обитый, как в кремлевском Успенском соборе, серебряной басмой, изготовила фирма Хлебникова. Его украшали ценнейшие иконы XVI - XVII веков разных школ, собранные председателем строительного комитета, знатоком и ценителем древнерусского искусства А. А. Ширинским-Шихматовым, бывшим обер-прокурором Синода (с 1910 г. вице-председатель Императорского Православного Палестинского Общества. Прим. сайт). Царские врата датировались XVI веком, золотые сосуды, Евангелие и утварь - XVI - XVII веками. Наиболее чтимая икона Божией Матери «Скоропослушница» находилась в киоте, вырезанном по образцу киота Владимирской Божией Матери в Успенском соборе Кремля. Были в храме и другие святыни: крест из масличного дерева с частицей Животворящего Древа Господня и икона Вознесения Господня с частицей камня Живоносного Гроба (их прислал в 1908 году Иерусалимский патриарх Дамиан), список надгробного образа преподобного Сергия Радонежского с частицей его мощей (привезен в 1895 году из Троице-Сергиевой Лавры), а также икона в рост преподобного Серафима Саровского с частью его мантии и мощевая - священномученика Гермогена.
Под храмом, вмещавшим 320 человек, находилась палата местного попечительства, расписанная в духе московских теремов, с изразцовой печью и люстрой XVII века, рядом с ней - кельи для служивших в храме иеромонахов. На углу Старо-Невского и Полтавской улицы рыночные торговцы в 1903 году поставили двухъярусный мраморный киот, сделанный в мастерской Гвиди, с четырьмя иконами.
После революции в церкви был устроен музей, в котором хранились редкие старинные иконы и утварь, собранные Ширинским-Шихматовым. Замечательный храм-музей взорван 20 мая 1932 года, несмотря на энергичные возражения служб охраны памятников. Теперь на этом месте - проезжая часть перекрестка. Икона Божией Матери «Скоропослушница» находится ныне в Свято-Троицком соборе Александро-Невской Лавры.
Просп. Бакунина, д. 4, угол Мытнинской ул.
ХРАМ СВЯТОГО НИКОЛАЯ В БАРИ (ИТАЛИЯ)Базилика святого Николая в городе Ба́ри (от греч. basilike — «царский дом») — это католический храм, построенный для хранения , которые были привезены из города Миры в 1087 году.
Как повествует достигнув глубокой старости, святитель Николай мирно отошел ко Господу 19 декабря около 345 года. Тело Угодника Божия было положено в соборной церкви Мир Ликийских (Римская империя). Мощи хранились нетленными и источали целебное миро, от которого многие получали исцеления. В 1087 году опасаясь за сохранность святыни, жители города Бари (Италия) перевезли мощи в свой город.
После того, как мощи были привезены 22 мая, началось строительство храма в центре города на месте проведения официальных церемоний — «катапенальской цитадели». В 1089 году базилику освятили и поместили в её крипту мощи святого Николая. Крупные реставрационные работы были проведены в 1928-1956 годы.
C 1969 года в знак дружбы, уважения и глубокого союза с православными, было предоставлено право православным служить в крипте базилики. Также раз в неделю, по четвергам, в основном помещении храма совершается богослужение «по византийско-русскому обряду».
Адрес: Италия, город Бари, Largo Abate Elia, 13. Базилика Святителя Николая (Basilica di San Nicola). Храм открыт ежедневно. Вход бесплатный.
Православный храм святого Николая Чудотворца в Бари
Храм Николая Чудотворца РПЦ, г. Бари, Италия
В городе Бари находится также православный храм Николая Чудотворца. Дело в том, что до революции верующие из Российской империи составляли основную массу паломников, приезжавших в итальянский город поклониться мощам Николая Угодника. Однако странников печалило отсутствие православных богослужений в Бари. Один паломник из Одессы сообщал, что видел в городе одну русскую богомолку, которая «чуть не плакала, что некому было отслужить акафист».
Часто высказывалась мысль о необходимости строительства русской православной церкви. Поэтому в 1911 году Императорское Православное Палестинское Общество решило учредить Барградский комитет под покровительством Николая II. Целью было устроить в Бари подворье для нужд российских паломников. Средства на строительство церкви и подворья собирали по всей России.
Подготовка к устройству церкви в Италии велась осторожно. Посланник комитета, протоиерей Иоанн Восторгов (прим. расстрелян в Москве в 1918 г.) приехал в страну в обстановке почти секретной - опасались противодействия как местной администрации, так и католического духовенства. 20 января 1911 г. о. Иоанн послал телеграмму об успешной покупке земли. А в октябре того же года православное общество испросило у итальянского правительства официальное разрешение на приобретение в Бари земельного участка, уже купленного на имя частного лица. Разрешение было получено.
Светские власти Бари приветствовали русскую инициативу. 22 мая (день перенесения мощей) 1913 г., когда состоялась торжественная закладка подворья, на строительный участок прибыли городской глава Бари и президент провинции Апулии. В дальнейшем несмотря на войну, строительные работы велись успешно и к январю 1915 г. были вчерне завершены.
После революции русских верующих в Италии стало намного меньше. В 30-е годы 20 столетия храм перешел в собственность муниципалитета города. И только в 2009 году Италия передала храм Николая Чудотворца в Российское ведомство.
Сегодня подворье Бари состоит из красивейшего храма, уютных построек для приема паломников, восхитительного большого сада. Этот комплекс - духовное пристанище для православных верующих, которые посещают город в надежде увидеть мощи Святителя Николая Чудотворца.
Адрес: Италия, город Бари, Corso Benedetto Croce, 130. Патриаршее подворье, храм Святителя Николая Чудотворца (Chiesa Russa).
Церковь святого Николая Чудотворца на острове Лидо в Венеции
Церковь Николая Чудотворца на о. Лидо, в Венеции
Одной из первых достопримечательностей острова Лидо в Венеции является Церковь святого Николая Чудотворца, или, как её называют местные жители, церковь Сан-Николо. Она была построена в Венеции в 1044 году. Во время Крестового похода из Мир Ликийских в Венецию были привезены мощи святого Николая. Было принято решение хранить их в церкви на острове Лидо. Начиная с 1100 года и по сегодняшний день, они так и находятся здесь.
На протяжении нескольких лет жители острова Лидо и Бари вели ожесточённые споры по поводу мощей Святого Николая. Одни утверждали, что мощи хранятся в Лидо, другие – что в Бари. Рассудила их проведенная экспертиза, которая доказала, что в обоих случаях – есть правда. Оказалось, что привезли мощи в Бари ещё в 1087 году. Но поскольку они были очень хрупкими, и состояли из мелких частей, то в спешке было потеряно много фрагментов. Которые и были вывезены и впоследствии привезены на остров Лидо. В Бари хранится большая часть мощей, а в Лидо только одна пятая.