Для того, чтобы комфортно ездить на велосипеде, необходимо правильно его настроить. Конечно, лучшая регулировка велосипеда – это обращение к специалистам в обыкновенную веломастерскую. Но все же самые элементарные вещи могут сделать и начинающие велосипедисты. Итак, как правильно настроить велосипед?
Настройка велосипеда состоит из следующих частей:
- регулировки руля;
- регулировки седла;
- регулировки тормозов;
- регулировки переключателей скоростей.
Если вы все-таки задумались над тем, как настроить велосипед, давайте рассмотрим каждую регулировку по отдельности.
Регулировка руля
В идеале велосипедист должен комфортабельно держать руль, сидя в любом положении на велосипеде. При правильном положении и высоте руля локти, спина, шея, поясница, и кисти рук не должны напрягаться, а уж тем более затекать.
- Положение руля. Считается, что при правильном положении руля шоссейного велосипеда наклон позвоночника не должен сильно отклоняться от угла в 90 градусов, а при правильном положении руля горного велосипеда, наклон позвоночника велосипедиста должен составлять угол в 45 градусов. Сядьте на велосипед и определите положение руля относительно передней втулки (так называемой детали в центре переднего колеса). На шоссейных велосипедах руль должен закрывать втулку, на горных велосипедах руль будет находиться на дюйм впереди втулки. Естественно, чтобы сменить положение руля, нужно установить либо длинный, либо короткий вынос руля.
- Высота руля. Считается, что для того, чтобы определить высоту руля, нужно положить линейку на седло так, чтобы она вышла вперед руля. Для шоссейных велосипедов высота руля будет определяться в диапазоне от высоты седла до 4 дюймов ниже, а для горных велосипедов – в диапазоне от высоты седла до 3 дюймов ниже. Правда если велосипедисту комфортнее ездить с высоко поднятым рулем, можно его отрегулировать и выше. Для того, чтобы настроить руль, открутите болт сбоку руля и поднимая или опуская вынос, установите нужное положение.
Регулировка седла
Положение седла – одно из важнейших составляющих при езде на велосипеде. Оно определяется высотой седла, углом наклона седла и положением седла вперед-назад.
- Высота седла. Считается, что высота седла определяется в положении сидя на седле, когда одна из ног находится в полностью вытянутом состоянии на педали в ее нижней точке. Если нога с трудом касается педали, то нужно уменьшить высоту седла, если ногу наоборот не разогнуть, то седло необходимо поднять. При этом нужно учитывать, что подседельный стержень не должен выходить выше нижней отметки, отмеченной производителем, иначе это может привести к поломке велосипеда. Для регулировки высоты достаточно отвинтить болт, фиксирующий подседельный стержень, и установить его на нужную высоту.
- Угол наклона седла. Комфортное положение седла – либо параллельное земле, либо отходящее не более чем на 3 градуса вверх или вниз. Если вас не устраивает параллельность седла, найдите болт (или два болта) на подседельном стержне, и регулируя его (их), установите нужное положение.
- Положение седла вперед-назад. Считается, что правильное положение седла определяется следующим образом: сядьте на велосипед и убедитесь, что одна педаль находится на одной горизонтальной линии с шатуном, затем приложите любой отвес от колена вниз (для этого может сгодиться нитка с грузом). Если отвес пересекает ось педали, положение седла идеально, если это не так, отрегулируйте положение седла болтом на подседельном стержне.
Регулировка тормозов
Итак, как настроить тормоза на велосипеде? Тормозные колодки необходимо правильно закрепить к боковым частям обода колеса, причем расстояние между ободом и колодками должно составлять 2-3 мм. Когда мы нажимаем на рукоятку ручного тормоза, колодки прижимаются к ободу и происходит торможение. Когда мы отпускаем рукоятку, колодки обязаны вернуться в исходное положение, при этом расстояние между рукояткой ручного тормоза и ручкой руля должно быть около 25 мм.
Регулировка переключателей скоростей
Если вы смогли настроить руль, седло и тормоза, то наверняка задаетесь вопросом, как настроить скорости на велосипеде. Считается, что настраивать переключатели скоростей должен специалист, так как в домашних условиях это у новичка вряд ли получится. Современные скоростные велосипеды оснащены передним и задним переключателями. Задача переднего переключателя (отводки) – передвигать и устанавливать цепь на определенной звездочке механизма каретки, задача заднего переключателя (редуктора) – передвигать и устанавливать цепь на определенной звездочке, а также натягивать цепь, так как форма звездочек в зависимости от выбранной скорости разная, а длина цепи одна.
Итак, как настроить переключатели на велосипеде? Рассмотрим каждый переключатель по отдельности:
Настройка отводки:
- установить отводку на раме в правильном положении, при котором цепь должна находиться над самой большой звездочкой на 1-3 мм;
- поместить цепь на маленькую звездочку, затем натянуть трос и затянуть болт для зажима;
- закрепить крайние положения отводки регулирующими болтами.
Если отводка правильно установлена, то цепь будет плавно передвигаться с маленькой звездочки и наоборот.
Настройка редуктора:
- прокрутите педали, затем поставьте цепь на маленькую звездочку;
- открутите регулирующий болт троса редуктора, натяните трос со всей силы и затяните болт;
- чуть открутите регулировочный болт длины троса цепи и натяните трос еще сильнее;
- при помощи рычага поставьте цепь на следующую звездочку, при этом цепь должна перемещаться беззвучно.
При регулировке переключателей скоростей нужно учитывать то, что изменение положения переключателей должно происходить лишь во время вращения педалей вперед.
Что чаще всего вызывает вопросы при настройке и выборе компонентов? Разберем ниже
- Тормозные ручки и манетки
- Покрышки и давление в колесах
- Длина и положение выноса
- Положение седла
- Видео
Тормозные ручки и манетки
Недавно на нашем сайте вышла целая статья про настройку тормозных ручек на горном велосипеде. Самое главное - повернуть ручки на удобный угол и тормозить одним пальцем. Это залог безопасного и комфортного торможения. Манетка не должна мешать большому пальцу, но и не должна быть слишком далеко от руля, чтобы не приходилось за ней тянуться. Тормоза и манетки являются основные органами управления велосипеда, их настройке точно стоит уделить время!
Обычно на велосипеде из магазина установлены самые дешевые пластиковые педали, либо педалей нет совсем, поэтому их придется либо докупить, либо в скором времени заменить из-за поломки. Какие выбрать? Два основных типа - это контакты и платформы. В контактных педалях нога зафиксирована и поэтому мы не рекомендуем их использование при малом опыте катания на велосипедах. Для начала нужно овладеть базовыми навыками управления: торможение, прохождение поворотов и препятствий, банни-хоп, вилли и стоппи. Всему этому лучше учиться на плоских педалях. Они бывают различных видов, но лучше выбрать педали с большой площадью поверхности и шипами для лучшего сцепления.
Покрышки и давление в колесах
Покрышки нужно выбирать с учетом покрытия, по которому вы ездите. Если вы преимущественно катаетесь по городу, то вряд ли нужна тяжелая грязевая резина с крупным проектором. В этом случае замена шин на более легкие и накатистые заметно облегчит вам катание и повысит комфорт.
Если вы часто пробиваете колеса на камнях или бордюрах, то возможно вы слишком слабо накачиваете колеса. Повышение давления увеличит сопротивление пробоям и улучшит накат по ровной дороге. Слишком сильно накачанные колеса будут очень твердыми и любые неровности будут доставлять дискомфорт.
Длина и положение выноса
При покупке в магазине руль обычно стоит в максимально высоком положении. Можно попробовать разные положения выноса: переставлять по высоте при помощи проставочных колец, в крайнем случае можно перевернуть вынос и получить максимально низкое положение. Такое положение и длинный вынос (более 90 мм) может потребоваться в кросс-кантри для удобного преодоления подъемов. В скоростном спуске выносы намного короче и могут стоять выше.
Положение седла
Высоту седла для повседневного катания нужно выставлять, чтобы нога в нижнем положении на педали была почти выпрямлена. Угол наклона седла обычно соответствует горизонту, но в разных стилях катания может меняться для удобства. Сдвиг седла по рельсам подбирается исходя из вашей посадки и расстояния до руля.
Видео
Отличное видео, в котором подробнее рассказано об ошибках в настройке велосипеда
Ежедневные велосипедные поездки дарят массу положительных эмоций, позволяют держать все мышцы в тонусе, благотворно влияют на работу всех систем организма. Передвижение на велике – это скорость и удобство, ведь не нужно стоять в пробке, да и маршрут будет куда прямее, чем для авто. Более того, велопоездки обойдутся намного дешевле общественного транспорта и, тем более, личной машины.
Все перечисленные плюсы во всей красе проявляются, если двухколесный слуга на 100% обеспечивает комфорт и безопасность своему хозяину, то есть хорошо отрегулирован по всем показателям. Обратиться за помощью по настройке можно к специалисту, но это не бесплатно, да и сам мастер может быть занят или отсутствовать. Более простой и эффективный вариант – настроить велосипед самостоятельно. Много времени это не займет, никаких сложностей не возникнет, да и будет приобретен бесценный опыт.
Регулировка включает в себя настройки положений седла, руля, амортизационной вилки и ручной тормозной системы. О том, как последовательно привести свой двухколесный транспорт к нужному виду, узнаем далее.
Настройки параметров дорожных и шоссейных велосипедов
В магазинах велосипеды обычно имеют стандартные настройки, под «среднего» человека. После покупки попробуйте сразу сесть и прокатиться. Так определите, надо ли вообще что-то регулировать. Основные параметры, влияющие на удобство катания, – это взаиморасположение седла и руля. Первым настраивается высота и угол наклона седла к раме.
Распространенный метод определения оптимальной высоты седла – это «положение стоячей ноги». Определяем по алгоритму:
- Одна педаль переводится в верхнее положение, другая – в крайнее нижнее.
- Встаем на землю, рама между ног.
- Нога, которая касается нижней педали, должна быть почти выпрямлена.
Если она слишком согнута или едва касается педали, то высота седла увеличивается или уменьшается, соответственно. Почему нужно обеспечить правильное положение ног при педалировании? В первую очередь снизится усталость мышц и коленного сустава, что позволит преодолевать расстояния без перерывов. Эффективность крутящего момента также будет выше за счет большего «плеча» силы. Правда, не стоит доводить ногу до идеально выпрямленной, иначе вращать педали будет трудно.
Что касается дорожных велосипедов, то снизится еще и эффективность торможения «педалями назад». Диапазон высот должен варьироваться в пределах отметок «min» и «max». , вытащенный дальше безопасной отметки, может сыграть злую шутку в поездках!
Оптимальное положение седла – параллельно земле. По желанию, велосипедист может отклонять его вперед к раме или назад, если модель байка позволяет это сделать. Стоит отметить, что для дорожного и шоссейного велосипеда лучше сохранить прямое положение.
Регулировка высоты руля вычисляется относительно установленного седла. Для ситибайка он должен быть на уровне седла. Это не означает, что его нельзя устанавливать выше или ниже, но для начала стоит покататься с такой высотой, а уж потом, по необходимости, подгонять его под себя. Руки должны быть обязательно согнуты, но не сильно, иначе управлять велосипедом будет неудобно.
Иной настройки требует скоростной велосипед-шоссер, где нужна строго заданная посадка. Корпус велосипедиста на шоссейнике отклоняется примерно на 90 градусов относительно ног. Это означает, что руль должен располагаться ниже седла, в среднем это расстояние в несколько дюймов.
Посадка шоссера на гоночном байке
Большое значение имеет величина выноса. Слишком большое удаление руля от передней трубы рамы заставит буквально вцепляться в ручки, из-за чего все тело будет невольно напрягаться. Кроме этого, ухудшится обзорность, так как голова больше будет направлена в пол, чем вперед.
Плох также и короткий вынос: выпрямление корпуса или изгибание позвоночника. Как следствие, неоправданно большие нагрузки, усталость, низкая эффективность катания. Величина рулевого выноса на регулируемых конструкциях подбирается исключительно индивидуально, особенно на спортивных велосипедах для соревнований! Если вынос неподвижный и не подходит для оптимальной посадки, его следует заменить.
Как подстроить под себя МТБ
Отладка горного велосипеда отличается от регулировки шоссейника или сити-байка ввиду особой посадки. По наклону корпуса она занимает нечто среднее – в пределах 45 градусов относительно рамы и ног. Правильно настроенные седло и руль позволят не только не уставать при педалировании, но и выдерживать длительные вибрации от движения по бездорожью.
Настройка высоты и угла наклона седла. Высота подбирается по тому же принципу, что и на «асфальтовых» великах. Небольшое отличие состоит в том, что, кроме выпрямленной ноги, передние части стоп должны хорошо доставать до земли без дополнительного наклона рамы. Если нога в нижнем положении почти прямая, а стопы полностью достают до пола, то необходимо увеличить высоту на 1 – 1,5 см.
Поскольку тело велосипедиста на МТБ имеет средний наклон, то и нужно подбирать соответственно. На регулируемых моделях длина выбирается таким образом, чтобы при движении руки не принимали на себя всю вибрацию. В противном случае, наступит быстрая усталость, что ухудшит качество езды и управляемость. Как же достичь оптимального положения руля: высоты и удаленности от рамы? Да, каждому велосипедисту потребуется индивидуальный подгон, но универсальные рекомендации есть:
- руки наполовину согнуты в локтях;
- ладоням доступна вся длина ручек;
- тело расслаблено, плечи не подтянуты.
Руль маунти-байка с подвижным выносом
В поездках на горных байках имеет значение угол наклона седла, а также горизонтальное расположение. К этому аспекту подходим аккуратнее: не более 3 – 5 градусов в ту или иную сторону. Чрезмерное отклонение назад вызовет усталость мышц пресса и бедер, а вперед – неустойчивое положение таза и, как следствие, дополнительную усталость. Визуально угол должен быть еле заметен. Зачем вообще отклонять седло от параллельного положения?
Благодаря небольшим изменениям угла, достигается более точная посадка, особенно если вынос не может изменяться по длине. Также наклон седла предусматривает анатомические особенности конкретного человека. Сидушка сдвигается с помощью специального болта, расположенного под ней. Слишком раскручивать не стоит, а после выставления нужного положения нужно крепко затянуть. Дополнительная настройка седла – перемещение по горизонтали. Наиболее комфортным положением будет такое, когда центр коленей сидящего велосипедиста находится на вертикальной прямой с осями педалей.
Горизонтальная подгонка седла МТБ
Настройка велосипеда типа МТБ включает в себя и регулирование жесткости и длины хода амортизационной вилки. Чем жестче конструкция, тем меньше толчков она будет смягчать при движении. Регулировать можно несколькими способами:
- Preload: натяжение или ослабление пружины, однократное изменение жесткости;
- Rebound: настройка степени гашения колебаний при смене типа дорожного покрытия;
- Extension control: позволяет изменять ход амортизатора, тем самым подбирать оптимальные условия для дороги. Функция позволяет и блокировать вилку, если велосипед переходит с горных троп на ровный асфальт. Сюда можно отнести и дополнительную функцию – блокировку в четко заданном положении.
Правильно «отточенный» амортизатор – это не только отсутствие дискомфорта от выбоин и камней, но и сохранение геометрии велосипеда с продлением его срока службы.
Регулировка V-brake и дисковых тормозов
Настройка тормозов своими руками занимает пару минут, зато позволит избежать неприятностей в дальнейшем. Точно отрегулированная тормозная система даст минимально возможный тормозной путь и не позволит колодкам изнашиваться раньше времени.
Правильно отлаженный V-brake – это:
- прочно закрепленный корпус на вилке (или болте для «клещей»);
- натяжение троса;
- расстояние колодок от обода 2,5 – 3 мм;
- мгновенное срабатывание и отскок колодок от обода при отпускании ручки;
- поверхность картриджных колодок должна полностью прикладываться к ободу.
С помощью винта фиксации устанавливается расстояние от колодок до обода
Распространенная проблема плохого срабатывания V-brake – это недостаточно натянутый трос и неправильно расположенные колодки. На может встречаться их неравномерный прижим к ободу колеса. Решение проблем:
- Освобождаем трос, затем с силой протягиваем немного дальше. Нескольких процедур будет достаточно, чтобы вернуть нормальное натяжение. Переусердствовать не нужно: либо повредится механизм, либо перетянется трос, и тормоза не будут работать вообще.
- Тормозные накладки выставить параллельно ободу колеса. Иногда проблема кроется вовсе не в тормозе, а в «восьмерке». Дефект не из приятных, но его можно быстро .
- Центрирование клещевого тормоза достигается максимальным закреплением к болту и равномерным положением разжима. Расположить его строго по центру, чтобы усилие ручки и троса одинаково распределилось между колодками.
Регулировка дисковых тормозов заключается в подтягивании троса и выставлении расстояния между колодкой и поверхностью диска. Свободные зазоры здесь до 0,4 мм, намного меньше, чем на V-brake. Из-за этого часто возникает подтормаживание и повышенный износ.
Положение колодки настраивается с помощью регулировочного винта на корпусе. Определить оптимальное расстояние на глаз практически невозможно, поэтому обкатываем велосипед и проверяем тормоза в различных положениях ручки после каждой настройки.
Настройки всех описанных параметров просто необходимы, чтобы поездки приносили только радость и не доставляли неудобств, а сам велосипед требовал технического обслуживания как можно реже.
Чтобы приступить к настройке крайнего положения сперва переведите цепь в положение самой высокой передачи (большая звезда спереди и маленькая сзади), открутите анкерный болт и ослабьте тросик, закрутите до конца регулировочные барабаны на и на рычаге заднего переключателя скоростей.
ролики переключателя скоростей в одну плоскость с маленькой звездочкой .
Если закручивать ограничительный винт "H " по часовой стрелке, рамка переключателя будет двигаться в сторону спиц колеса, если откручивать винт против часовой стрелки, тогда рамка будет двигаться в обратном направлении, дальше от спиц.
После регулировки положения сильно натяните тросик и закрепите его анкерным винтом.
Ограничение низких передач (большая звезда (L ))
Если слабо затянуть ограничительный винт низких передач тогда цепь может соскочить с большой звезды и застрять между ней и спицами, при движении велосипеда, это может привести к блокированию колеса и падению, к поломке спиц и цепи. А если затянуть ограничительный винт слишком сильно, это приведет к тому, что цепь не будет переключаться на большую звездочку.
Для настройки этого крайнего положения, переведите цепь в положение низкой передачи (маленькая звезда спереди, большая сзади), выкрутите регулировочный винт "L", чтобы он не ограничивал переключатель передач.
Суть настройки состоит в том, чтобы выставить ролики переключателя скоростей в одну плоскость с большой звездочкой. Для этого закручивайте ограничительный винт "L " по часовой стрелке до нужного положения.
Закручивание ограничительного винта перемещает переключатель в сторону маленьких звездочек, а откручивание против часовой стрелки двигает его в сторону спиц.
Тонкая настройка заднего переключателя скоростей велосипеда
Если переключатель скоростей настроен правильно, то во время его эксплуатации придется лишь незначительно его подстраивать, из-за растяжения или замены тросика.
Настройка производится регулировочным барабаном, находящимся на манетке, на самом переключателе скоростей (у ) или на верхней части нижней трубы рамы, возле упора рубашки (у шоссейных велосипедов) троса на некоторых переключателях могут быть два барабана. Регулировку можно производить любым регулировочным барабаном, нет никакой разницы какой использовать.
Перед настройкой, переключите манетку на самую высокую передачу (маленькая звезда), убедитесь что рычаг переключения находится в своем крайнем положении.
Далее переключаем манетку на следующую скорость, и вращаем педали вперед. Цепь должна перейти на следующую звездочку . Если цепь не перешла , значит тросик плохо натянут, поверните регулировочный барабан против часовой стрелки и тросик натянется. Поворачивайте барабан на пол оборота и пробуйте опять переключать скорость. Будьте внимательны, если слишком сильно перетянуть барабан может сместиться вся цепочка переключения, в итоге передачи будут переключаться нормально, но в крайних положениях будут сбои. Поэтому в первую очередь настройте первые два шага переключения.
Принципы тонкой настройки переключателя скоростей
- Чтобы настроить переключение на большие звездочки надо натягивать тросик;
Если цепь переходит на большую звездочку с замедлением, значит тросик слабо натянут - поворачиваем регулировочный барабан против часовой стрелки.
- Чтобы настроить переключение на маленькие звездочки надо ослабить тросик;
Если цепь переходит на маленькую звездочку с замедлением, значит тросик слабо ослаблен - поворачиваем регулировочный барабан по часовой стрелке.
Если переключение задних передач на одной передней звезде происходит нормально, а на другой плохо, скорее всего погнут петух.
Винт регулировки натяжения ("B-tension")
В современных переключателях есть два рычага. Первый ("A-pivot") располагается ниже и обеспечивает подъем рамки переключателя скоростей наверх, к маленькой звездочке. Второй ("B-pivot") обеспечивает движение рамки переключателя в обратном направлении, к большой звездочке. Натяжение пружин у этих рычагов должно быть сбалансировано для обеспечения четкого переключения скоростей.
На большинстве задних переключателей скоростей есть специальный винт (терминология Shimano "B-tension adjuster"), позволяющий настроить натяжение пружины рычага "B". В следствии регулировки этого винта, происходит настройка высоты направляющего ролика (угол наклона цепи от этого ролика к звездочке).
Для настройки, переведите цепь на большую звездочку сзади. Откручивая регулировочный винт против часовой стрелки, ролик поднимается вверх (ближе к звездочке). При этом натяжение цепи увеличивается, а четкость переключения скоростей увеличивается. Будьте внимательны, ролик не должен задевать звезду, оставьте зазор в 5 мм.
Задние переключатели скоростей Campagnolo
Начиная с 2001 года у всех моделей переключателей компании Campagnolo есть возможность настройки натяжения пружины рычага «A» - «A-tension adjustment». По сути эта настройка является прямой противоположностью вышеуказанной «B-tension adjustment»: ослабляя пружину рычага «A» достигается тот же результат, что при затягивании пружины рычага «B».
Покупаете велосипед, но не знаете какой размер подобрать и как настроить его под себя? Мы Вам поможем.
Подобно тому, как Вы идете в магазин за обувью и выбираете себе вид и размер обуви, точно также стоит выбирать и велосипед, в зависимости от вида, разнятся и размеры велосипедов.
РАЗМЕР ОПРЕДЕЛЯЕТСЯ ПО ВЕРХНЕЙ ВЫСОТЕ РАМЫ
РОСТ ЧЕЛОВЕКА, СМ |
РОСТ РАМЫ |
|||
ГОРНЫЙ ВЕЛОСИПЕД |
ТРЕКОВЫЙ ВЕЛОСИПЕД |
ДОРОЖНЫЙ ВЕЛОСИПЕД |
ГОНОЧНЫЙ ВЕЛОСИПЕД |
|
165 |
16” (S) |
46-48 см |
48-50 см |
50-52 см |
170 |
16-18” (S-M) |
48-50 см |
50-52 см |
53-55 см |
175 |
18” (M) |
50-52 см |
52-55 см |
55-57 см |
180 |
18-20” (M-L) |
52-55 см |
56-58 см |
57-59 см |
185 |
20-22” (L-XL) |
56-58 см |
59-60 см |
59-61 см |
190 и > |
22” (XL) |
58-61 см |
60-64 см |
61-64 см |
*примечание: также настоятельно рекомендуем Вам проконсультироваться с продавцами.
ОПРЕДЕЛИЛИСЬ С ВИДОМ И РАЗМЕРОМ ВЕЛОСИПЕДА?
ОТЛИЧНО, ПОЕХАЛИ ДАЛЬШЕ!
А теперь давайте перейдем к основным настройкам велосипеда:
СЕДЛО
Высота седла должна быть такой, чтобы ноги в самой низкой точке педали были почти в прямом положении, при этом ступни ног должны уверенно всей поверхностью соприкасаться с педалью. Смысл такой: «при каждом обороте педалей коленный сустав должен расслабляться или Вы будете быстро уставать». При регулировке уклона седла вперед/назад Вы должны уверенно сидеть на седле не перекатываться в стороны влево/вправо, вперед/назад во время езды (седалищные бугры также не перекатываются в стороны) – это поможет не нарушать кровоток. К сожалению единого стандарта, по настройки седла для велосипедистов нету.
СЛЕВА — ПРАВИЛЬНО | СПРАВА — НЕПРАВИЛЬНО
ТОРМОЗНЫЕ РУЧКИ И СКОРОСТИ ПЕРЕДАЧ (МАНЕТКИ)
Тормозные ручки должны быть расположены под углом 45°С это поможет практически при любых ситуациях дотянутся до них двумя пальцами (для удобства мысленно проведите горизонтальную линию параллельную полу и отмерьте угол, как показано на рисунке). Скорости передач разместите поблизости от тормозных ручек. Такая настройка тормозных ручек и манеток даст Вам возможность легко и быстро тормозить и переключать скорости (при необходимости делать это одновременно).